Автор Тема: Поясные сумки конца 15 - нач. 16 вв. на Руси  (Прочитано 2743 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Связист

  • Александр
  • Coвет форума
  • Количество сделок: (+2)
  • *****
  • Сообщений: 3936
  • Карма: +60/-0
  • xt705
  • Админская награда Череп с красной лентой
    • Награды
Подборка археологических источников

1.  По сравнению с XIV в. – «веком футляров», находки поясных сумок в XV- нач. XVI вв. немногочисленны. Однако все они заслуживают самого пристального внимания, поскольку замечательная сохранность некоторых находок позволяет реконструировать сумки с очень большой точностью.
Наиболее известна московская находка. «Это — кожаная сумка-«калита» или «мошна», найденная под подъемным мостом башни Кутафьи Московского Кремля, куда она попала, видимо, в конце XV— начале XVI в.

     

Она невелика, изящно скроена и представляет собой фигуру, близкую к трапеции со скругленными углами; верхнее основание этой фигуры — 16,5 см, нижнее — 22 см, высота — 16,5 см. Сумка имеет два отделения, закрывающиеся каждое особым клапаном-крышкой, причем крышка заднего отделения перекрывает и переднее, как это делается и в наше время у полевых сумок. На затейливо вырезанном ремне сумка, видимо, подвешивалась к поясу или через плечо (в точности сказать, как именно, нельзя, т. к. ремень этот косо обрезан острым ножом — см. рис. 1, 1-3).

Сумка сделана из очень тонкой кожи, которую приходилось класть в несколько слоев (рис. 1, 4). Конструкция этого изделия и процесс его изготовления представляются в следующем виде. Сначала мастер выкроил все части сумки. Для этого ему нужно было вырезать четырнадцать кусков кожи семи различных форм (не считая аппликаций-украшений).

Раскройка всех этих частей сумки могла производиться по-разному. Повторяющиеся одинаковые части мастер мог выкраивать одновременно (наложив друг на друга соответствующие куски тонкой кожи) или по отдельности каждый. В последнем случае первая выкроенная часть могла служить выкройкой для остальных. Выкраивая сложные симметричные места, мастер должен был пользоваться какими-то шаблонами-выкройками. Иначе трудно представить, как можно было точно подогнать друг к другу, например, семь слоев кожи, выкроенных по трем различным формам, так, чтобы совпал изящный вырез внутренней части ремня.

Когда кройка была закончена, все части сумки, кроме двух верхних слоев верхней крышки и двух слоев прокладки ремня (всего десять слоев — рис. 1,4) были сложены «наизнанку» и сшиты одним швом, причем в качестве прокладки мастер употребил узкую полоску более толстой кожи. Эта работа могла производиться с помощью обыкновенного прямого шила. После этого сумку вывернули на лицевую сторону, наложили еще четыре слоя кожи (прокладку ремня и два слоя верхней крышки — рис. 1, 4) и прошили края обеих крышек, ремень и орнамент на верхней крышке. Только тогда, по всей вероятности, был прорезан ажурный орнамент на верхней крышке, как это делается и в наше время при вышивке «ришелье».
Передняя стенка сумки была украшена аппликацией. Узор представлял комбинацию из пяти полосок кожи, расположенных так, что они образовали три удлиненных клетки, и трех кожаных же кружочков с ажурным и тисненым орнаментом. Кружочки были пришиты в верхней части клеток. На полосках кожи имеются частые прорезы, в которые, по всей вероятности, была продернута какая-то цветная нитка, до нас не сохранившаяся.
Таким образом, сумка-калита, найденная у Кутафьи, представляет собой образец чрезвычайно сложной и кропотливой работы мастера-сапожника высокой квалификации (рис. 3)».
(Рабинович М.Г. Древняя Москва. - М., 1956. С. 112-115.)

2.  Находки сумки такого типа на Руси в 16 в. встречаются и в других городах. К примеру, еще две сумки с застежками и несколькими отделениями найдены в Новгороде. Обе сумки поступили в музей Новгорода с монетами XV-XVI вв. «Первая сумочка совсем маленькая. Вторая – большая поясная сумка.

 

Она закрывается клапаном, украшенным бронзовыми накладками, и имеет бронзовый замок с ключиком, находящийся в рабочем состоянии. Внутри сумки три отделения и потайной кармашек, каждые со своими клапанами. Стенки отделений и клапаны сшиты из парных деталей, сложенных друг с другом внутренней стороной кожи. Дно сумки было выкроено как отдельная деталь. Вверху сумки под клапаном предусмотрена широкая кожаная петля, в которую продевался поясной ремень. В одном отделении сумки находился дорожный письменный прибор с чернильницей, в остальных двух отделениях сумки лежали монеты, в одном – три серебряных полушки, в другом – 43 медных пула. По монетам клад в большой сумке датирован временем не ранее второй трети XVI в.
У этой сумки много общего с поздними сумками, найденными в Чернигове, Пскове, Москве. Очень важно, что новгородская сумка, представляющая собой довольно сложное изделие, сохранилась полностью. Это дает возможность определять назначение разрозненных деталей подобных сумок».
(Матехина Т. Сума, калита и лагальце. Кожа из Древнего Новгорода // Родина, 2007. № 6. С. 115.)

3.  Реконструкция сумки выполненная Кузьминой О.

   

4.  Для полноты картины стоит обратить внимание на аналогичные сумки XVI в. из Литвы, опубликованы в сборнике Lietuvos Arheologija 24.
Ссылка на фото сборника:   http://gedygold.io.ua/album102938_2
Скачать книгу целиком тут: LietuvosArheologija24.zip


Исх. текст: тут