16. Крест-энколпион «Распятие Христово. Архангел Михаил» ХVШ в. (по иконографии XV в.) Медный сплав, литье
14,0x7,4x1,2. На лицевой створке в центре — «Распятие Христово» с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом. Вверху — два летящих ангела, внизу — поясное изображение святителя Николы Чудотворца. На концах
перекладины — херувим и серафим. На оборотной створке в центре изображен архангел Михаил с мечом и ножнами в руках.
17. Cтворка креста-энколпиона «Пророк Илия» Москва, XV—XVI вв. Медный сплав, литье
9,0x6,9x0,4. В центре представлен пророк Илия с развернутой хартией (свитком) в руке. На концах — парные
поясные изображения святых. Изображение пророка Илии на крестах-энколпионах встречается уже в конце XIV в. Подобная створка креста была найдена на Куликовом поле.
18. Крест-энколпион «Распятие Христово. Первомученик архидиакон Стефан», XVI в. Медный сплав, литье
10,2x4,8x0,7 На лицевой створке в центре — «Распятие Христово» с поясными изображениями предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова. На концах перекладины — поясные изображения святителей Василия
Великого и Григория Богослова, на нижнем конце — великомученика Никиты, побивающего беса. На оборотной створке в центре изображен архидиакон Стефан. На концах — поясные изображения святителя Николы
Чудотворца и мученика Мины, преподобных Сергия и Никона Радонежских. Изображение архидиакона Стефана встречается в произведениях мелкой пластики (крестах и иконах). Крест выполнен с костяного образца XV в.
19. Крест-энколпион «Распятие Христово. Спас на троне». Новгород, XVI в. Медный сплав, литьe
8,5x4,2x0,8. На лицевой створке в центре — «Распятие Христово» с поясными изображениями предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова. Вверху — два летящих ангела. На концах перекладины изображены апостолы Петр и Павел, на нижнем конце — святитель Никола Чудотворец. На оборотной створке: на фоне
одноглавого храма в центре изображен Христос, сидящий на троне, с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой руке. На нижнем конце — святые Стефан и Афанасий. Крест-энколпион по своим стилистическим признакам близок произведениям деревянной и костяной пластики XV—XVI вв.
20. Крест «Архангел Михаил" XVIII в. (по иконографии XV в.) Медный сплав, литье
10,6x5,7x0,4. В центре — архангел Михаил с мечом и ножнами в руках. На концах —поясные изображения преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, святителей Иоанна Златоуста и Николы Чудотворца. Крест выполнен с костяного образца XV в. Подобные кресты получили особенно широкое распространение на Русском Севере.
21. Створка (оборотная) креста-энколпиона «Богоматерь Знамение», XVI в. Красная медь, литье
10,7x7,4x0,3. В средокрестии представлена Богоматерь Знамение. На концах — поясные изображения Иоанна Предтечи, великомучеников Георгия и Димитрия, святителей Николы Чудотворца и Василия Великого. Медный крест выполнен по образцам мелкой пластики из дерева и кости. В средокрестии повторен иконографический извод панагии XV в.
22. Крест двусторонний «Распятие Христово. Богоматерь Знамение» Новгород, XVI в. Красная медь, литье
8,7x4,8x0,2.
На лицевой стороне в центре —«Распятие Христово» с поясными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На концах перекладины — апостолы Петр и Павел. На верхнем конце — Троица Ветхозаветная, на нижнем — великомученик Никита, побивающий беса. На оборотной стороне в средокрестии представлена Богоматерь Знамение с символами Евангелистов, на концах — избранные святые.
23. Крест «Распятие Христово», XVI в. Медный сплав, литье
10,3x5,3x0,2. В центре — «Распятие Христово» с поясными парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На концах перекладины — апостолы Петр и Павел. На верхнем конце — Троица Ветхозаветная, внизу — святители Василий Великий, Никола Чудотворец и Леонтий Ростовский.
24. Створка креста-энколпиона «Распятие Христово» XVIII в. (по иконографии XVI в.) Медный сплав, литье
10,2x7,5x0,3. В центре — «Распятие Христово» с поясными парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На концах перекладины — апостолы Петр и Павел. На верхнем конце — Спас Нерукотворный, на нижнем — великомученик Никита, побивающий беса.
25. Крест двусторонний «Распятие Христово. Пророк Илия» XVIII в. (по иконографии XVI в.) Медный сплав, литье
11,5x9,5x0,4. Лицевая сторона: «Распятие Христово» с поясными изображениями Богоматери и Иоанна Предтечи. На верхнем конце — Троица Ветхозаветная, на нижнем — два херувима. Оборотная сторона: пророк Илия с хартией (свитком) в левой руке, на концах перекладины — апостолы Петр и Павел, на верхнем конце — святитель Никола Чудотворец, на нижнем — великомученик Никита, побивающий беса. Крест, вероятно, носился на веригах.
26. Крест двусторонний «Распятие Христово. Богоматерь Знамение» В XVI в. (по иконографии XV в.) Медный сплав, литье
8,4x5,6x0,3. Лицевая сторона: «Распятие Христово» с поясными парными изображениями предстоящих Богоматери и
святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На верхнем конце — Троица Ветхозаветная, на нижнем — великомученик Никита, побивающий беса. Оборотная сторона: Богоматерь Знамение (в ромбе) с символами Евангелистов, на концах — избранные святые. Образцом для наперсного креста явился двустворчатый энколпион XV в.
27. Крест «Распятие Христово с праздниками», XVII в. Медный сплав, литьe
11,1x8,2x0,3. В центре — «Распятие Христово» с предстоящими. В окончаниях ветвей в клеймах «Крещение Господне», «Сретение Господне», «Воскресение Христово (Сошествие во ад)», «Вход Господень в Иерусалим».
На нижней ветви — поясное изображение мученицы (?). Образцом для меднолитого креста послужил костяной крест XVI в.
28. Крест «Распятие Христово», XVII в. Медный сплав, литьe
8,3x6,7x0,1. В центре — «Распятие Христово» с поясными парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На нижнем конце — композиция «Воины, разделяющие ризы Христа».
29. Крест «Распятие Христово с предстоящими», XVII в. Медный сплав, литье
9,1x5,8x0,2. В центре — «Распятие Христово»; в нижней части — парные изображения предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На верхней перекладине — херувим.
30. Крест «Распятие Христово» «gal XVIII в. (по иконографии XVII в.) Медный сплав, литье
10,2x7,9x0,4. В центре — «Распятие Христово», на концах изображены херувимы. В нижней части креста врезной текст:
31. Крест «Распятие Христово» XIX в. (по иконографии XII в.) Медный сплав, литье, серебрение
32,0x13,0x0,5. В центре — «Распятие Христово», на концах средней перекладины, в медальонах — погрудные
изображения Богоматери и апостола Иоанна Богослова. В верхних медальонах — архангелы. По преданию, подобный крест принадлежал святому Авраамию Ростовскому и являлся навершием жезла.
32. Крест «Ангел Великого Совета» XVII в. (по иконографии XVI в.) Медный сплав, литье
8,1x4,4x0,1. Крест с изображением архангела с зерцалом и мерилом в руках. Изображение Ангела Великого Совета в медном литье получает распространение с XVI в.
33. Крест «Распятие Христово» Москва, вторая половина XIX в. Медный сплав, литье, эмаль
13,2x8,2x0,3. В центре представлено «Распятие Христово», на концах средней перекладины — парные изображения предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На верхнем конце — Спас Нерукотворный, Троица Ветхозаветная, на нижнем конце — композиция «Воины, разделяющие ризы Христа».
34. Крест «Распятие Христово» Москва, XIX в. Медный сплав, литье, эмаль
11,9x6,6x0,3. В центре — «Распятие Христово», на концах средней перекладины — поясные изображения предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова. На верхнем конце — Спас Нерукотворный и херувим, внизу изображены гора Голгофа и глава Адама.
35. Крест «Распятие Христово», XIX в. Медный сплав, литье, эмаль
26,8x14,3x0,3. В центре представлено «Распятие Христово», на концах средней перекладины изображены солнце и луна, по нижнему краю рельефный текст: КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНИМСЯ ВЛАДЫКО. На верхнем конце — Спас Нерукотворный. В нижней части изображены град Иерусалим, гора Голгофа и глава Адама.