Но вернемся к главному герою нашего повествования — Роуленду Хиллу. Пока все как будто было в порядке, но... Действительно ли Роуленд Хилл первым предложил идею почтовой марки? Может быть, пальма первенства принадлежит кому-либо другому? Ведь сам Роуленд Хилл говорил, что Чарльз Найт подсказал ему идею почтовой марки как доказательства взысканного заранее почтового сбора.
Еще в 1854 году журналист Чарльз Найт предложил выпустить конверт для пересылки печатных изданий, снабженный оттиском штемпеля достоинством в 1 пенс. В том же году Джеймс Чалмерс, владелец книгоиздательства и типографии из Данди, живо заинтересовавшийся реформой английской почты, выполнил запроектированный им первый образец марки. Этот проект, а точнее, проекты почтовой марки (на одном из них был изображен даже портрет королевы Виктории) он представил в 1837 — 1839 гг. соответствующим властям.
Именно вокруг этого образца марки в течение многих лет второй половины XIX века велись ожесточенные споры между сыном Джеймса Чалмерса Патриком и Роулендом Хиллом, а позднее — между Патриком Чалмерсом и сыном Роуленда Хилла — Пирсоном Хиллом. И может быть, этот спор удалось бы решить, если бы на сцене не появились новые действующие лица.
Например, известно, что в 1823 году шведский офицер, инженер Габриэль Треффенберг представил шведскому парламенту проект почтовой реформы и предложил, в частности, выпустить в обращение так называемый "Porto-Charte", т. е. специальные листы бумаги для писем с напечатанными штемпелями разной стоимости в качестве знаков взысканного почтового сбора. Различный номинал этих штемпелей должен был соответствовать оплате доставки отдельных видов писем.
Кроме того, известно, что австрийский подданный, словенец из Спадной Луши (теперь в Югославии) Ловренц Кошир в 1835 году выдвинул проект почтовой реформы и введения почтовой марки. Однако этот проект, представленный двору Его Императорского Величества Фердинанда I в Вене рядовым помощником почтового счетовода (а именно такую должность занимал Кошир), не привлек внимания властей Австро-Венгерской империи. Примерно в то же самое время Кошир встретился в Любляне с английским торговым агентом, неким Голуэйем, которому рассказал о своих замыслах. По мнению Кошира, благодаря этой встрече его ценный проект попал в Англию и... превратился в идею реформы английской почты!
Неужели Роуленд Хилл знал что-то о проектах почтового счетовода Ловренца Кошира? На этот вопрос трудно ответить. Говорят, будто он никогда не опровергал утверждений Кошира.
Ясно одно: в 1858 году Ловренц Кошир опубликовал брошюру, в которой отстаивал свое право как автора идеи и проекта первой почтовой марки. Кроме того, убежденный в том, что его постигла несправедливость, он обратился в 1874 году к заседавшему тогда в Берне I конгрессу Всемирного почтового союза с письмом» в котором утверждал, что именно он является изобретателем первой почтовой марки и вообще почтовой реформы. Во имя исторической справедливости он обратился ко всем государствам, осуществившим его идеи, с просьбой вознаградить его за труд или по крайней мере возместить расходы, понесенные в процессе работы над проектом почтовой марки и почтовой реформы.
Однако это письмо не нашло положительного отклика среди участников конгресса. А бороться было за что! Именно в это время многие государства и города по примеру Англии выпускали в обращение почтовые марки: в 1842 году — Бостон и Нью-Йорк, а в последующие годы некоторые другие города в Соединенных Штатах Америки; в 1843 году — Бразилия и швейцарские кантоны Цюрих и Женева; в 1845 году — Швейцарский кантон Базель, а также городская почта Петербурга (в виде «штемпельного куверта» с напечатанным знаком почтовой оплаты); в 1847 году — США; в 1849 году — Бавария, Бельгия и Франция; в 1850 — Швейцария, Испания, Австрия, Саксония, Пруссия, Шлезвиг-Гольштейн и Ганновер; в 1851 — Дания, Сардиния, Баден, Вюртемберг и Канада, а спустя несколько лет — почти все государства. Этот процесс «завершила» Япония в 1871 году.
Как видим, у Кошира было слишком много «должников», чтобы он мог рассчитывать на компенсацию.
Трудно сказать» какую версию возникновения первой почтовой марки следует считать наиболее правдоподобной. Кстати, греческие филателисты до нынешнего дня утверждают, что именно их страна является родиной почтовой марки. Так, по данным греческих источников, почта в этой стране функционировала по-новому уже с 1828 года. В 1831 году в Греции появились «предшественницы» будущих марок — небольшие бумажные карточки, на которых была напечатана жемчужная диадема, а в середине — стоимость, 40 лепт. Видимо, это были благотворительные марки, с помощью которых в течение нескольких месяцев делались попытки раздобыть средства на филантропические цели. Мы не знаем точно и о происхождении других греческих почтовых марок, которые, видимо, были знаками оплаты за перевозку писем между Афинами и Пиреем в рамках какой-то местной почты. О существовании этой почты и указанных марок свидетельствуют сохранившиеся до наших дней три письма, датированные 25 ноября 1840 года, 1 октября 1841 года и 27 июня 1848 года. Письма франкированы марками стоимостью 40 лепт, погашенными карандашом. Более того, сохранилась одна такая неиспользованная марка! Можно лишь предполагать, что эта почта действовала и раньше, чем указывают даты на сохранившихся письмах.
Неужели Греция опередила Англию и ей принадлежит пальма первенства в деле введения почтовых марок? И здесь много неясного. Ведь считается, что первые марки Греции появились лишь в 1861 году.На первенство в этой области в определенном смысле могут претендовать и другие страны. К интересным и своеобразным «предшественникам» нынешних маркированных почтовых карточек и конвертов относятся, например, так называемые "Carta postale bollata" («штемпельная почтовая бумага»), обозначаемые также как "Cavallini" («маленькие лошадки»), выпущенные на острове Сардиния в ноябре 1818 года и поступившие в продажу в начале января 1819 года. Они остававшись в обращении почти восемнадцать лет и были изъяты лишь в середине 1836 года. Это были листы почтовой бумаги, на которых были надпечатаны штемпеля трех видов. Штемпеля представляли собой почти одинаковые изображения почтальона верхом на лошади5, но отличались формой и стоимостью. Первый, стоимостью 15 чентезимо, имел форму окружности, второй, стоимостью 25 чентезимо, — форму овала, а третий, стоимостью 50 чентезимо, — форму восьмиугольника. Каждый из этих штемпелей регистрировал налоговый сбор, однако после уплаты добавочного почтового сбора становился свидетельством получения платы за пересылку письма на определенное расстояние: 15 чентезимо — на расстояние до 15 миль, 25 чентезимо — от 15 до 35 миль, а 50 чентезимо — более 35 миль. Интересно также, что эти листы в разные периоды имели различные водяные знаки — королевский герб с эмблемами, портрет короля Виктора Эммануила I или изображение орла с крестом на груди и надписью по обеим сторонам: «Генеральная дирекция Королевской почты». Кроме того, эти листы имели следующую надпись по обрамлению: «Корреспонденция действительна для частной пересылки посредством пеших гонцов и других способов».
Можно привести еще несколько примеров подобных изданий, целью которых было улучшение деятельности почты того времени: введенные в 1784 году в Вене листы бумаги для писем и своего рода почтовые конверты; три вида конвертов с различными надписями для пересылки писем внутри страны и за границу, использовавшиеся в Китае с 1823 года; выпущенные в 1827 году в рамках городской почты Берлина квитанции для отправителей за высланные письма (на них ставился тот же штемпель, что и на письме), а также подобные квитанции, введенные в 1839 году городской почтой Петербурга.
Известны также газетные марки 1832 года города Грехэмстауна (Южная Африка), благотворительные марки Тифлиса (Тбилиси) 1832 — 1833 гг., конверты без обозначения стоимости, но с надпечаткой британского герба и надписью «Генеральное почтовое ведомство — Новый Южный Уэльс», выпущенные 1 ноября 1838 года в Новом Южном Уэльсе (Австралия) для городской, почты Сиднея. Дюжина таких конвертов стоила 1 шиллинг и 3 пенса, что включало уже и почтовый сбор.
Все эти выпуски, в той или иной степени использовавшиеся в отдельных государствах или городах, недвусмысленно свидетельствуют о назревшей в XIX веке необходимости почтовой реформы и доказывают, что марка, введенная Роулендом Хиллом, и так называемый «конверт Малреди» имели многочисленных предшественников. Разумеется, следует помнить, что описанные выпуски не имели такого характера, такого значения и такого широкого распространения, как первая английская почтовая марка.
Может быть, создателем первой почтовой марки следовало бы признать Жана Жака Ренуара де Вийяе, основателя «малой почты», который по поручению Людовика XIV провел реформу городской почты Парижа и еще 8 августа 1653 года ввел в обращение "Billets de port paye" (свидетельство об оплате почтового сбора) в виде покрытых печатным текстом бандеролей. Бандероли эти были знаками почтовой оплаты достоинством в 1 су. На них имелась гербовая печать де Вийяе и надпись: «Сбор взыскан... числа тысяча шестьсот пятьдесят третьего года». Отправитель вписывал соответствующее число, снабжал письмо бандеролью и опускал его в почтовый ящик. Получатели отправлений подтверждали их получение, проставляя соответствующую дату на тех же бандеролях. Почтовые гонцы открепляли их от отправлений и сдавали в почтовую контору в качестве подтверждения правильно выполненной почтовой услуги. Таким образом, бандероли представляли собой одновременно и доказательство оплаты, и подтверждение доставки корреспонденции из одного района Парижа в другой, а их вид отличался от современных марок тем, что они были слишком велики, не имели клея и надписывались от руки.
Некоторые историки предполагают, что в реформе парижской почты вдохновляющую роль сыграл прекрасный пол. Говорят, что сама идея введения нового способа оплаты писем возникла не у де Вийяе, а у славившейся своей красотой и многочисленными похождениями принцессы Анны Бурбон-Конде Лонжевий, необычайно враждебно относившейся к первому министру кардиналу Мазарини. Что ж, близкая дружба прекрасной принцессы с Никеля Фуке, генеральным интендантом казначейства Франции, отлично ориентировавшемся в интригах ненавистного кардинала, не исключает возможности и такого предположения.
Почта господина де Вийяе действовала без перерыва до 1660 года. В память о ней во Франции в 1944 году была выпущена специальная почтовая марка.
Не нам распутывать сложные споры вокруг «отцовства» первой марки. Мы описали кратко лишь бурное начало истории. Ни Роуленд Хилл, ни Другие изобретатели марок и их сторонники даже не предполагали, что первоначальное, сугубо практическое назначение марки вскоре перерастет в нечто превосходящее все ожидания — в великую волну коллекционирования, в хобби миллионов поклонников «кусочков бумаги», что появятся разветвленное филателистическое производство, торговля, тысячи клубов и тысячи различных журналов, крупные фирмы, богатая литература и сотни марочных каталогов, специальные филателистические музеи, выставки, специалисты по подделке марок и специалисты по их разоблачению... и что все это очень быстро найдет свое отражение во многих областях культуры, в частности в художественной литературе, в театре и в кино, даже в медицине!О том, что филателия начала завоевывать себе место в культурной жизни, свидетельствует хотя бы тот факт, что уже в 1895 году в Королевском театре Манчестера была поставлена филателистическая пантомима. Об этом сообщил в том же году журнал «Польский филателист», подчеркивая, что «танцоры и танцовщицы представляют все марки, конверты и почтовые карточки, выпущенные к этому времени в Англии».
Итак, пора познакомиться с истоками коллекционирования «черного пенни» и его достойных «преемников».
ОТ ДАМСКОГО БУДУАРА ДО ЗНАМЕНИТОГО ФЕРРАРИ...
Появление почтовых марок было воспринято многими со смешанным чувством. Не все сразу оценили их практический смысл, а укоренившиеся привычки давали себя знать. Как и каждое нововведение, марки были встречены сначала сдержанно. Ходили слухи, что марки способствуют распространению... болезней. Ничего удивительного: именно в это время грозная эпидемия холеры свирепствовала во многих странах Европы. В 1852 году в официальных источниках было даже опубликовано объявление, в котором для успокоения общественного мнения сообщался химический состав клея, применявшегося для почтовых марок. Вокруг этого факта в Англии разгорелись споры, посыпались остроты и комментарии, а Чарльз Диккенс опубликовал полную юмора статью под характерным названием: «Великий секрет британского клея». А клей, кстати и поныне доставляющий мучения миллионам филателистов, продолжал «преследовать» воображение и не давал заснуть как людям, занятым выпуском почтовых марок, так и широкой публике.
Однако нашлись и первые энтузиасты и сторонники скромного кусочка бумаги. Правда, мы не знаем, кто 6ыл первым филателистом, но можно предполагать, что уже в 1840 году появились первые «чудаки», старательно собиравшие «черный пенни». О6 этом непреложно свидетельствуют факты. Не так давно, в мае 1968 года, было выставлено и продано с аукциона в Лондоне за небывало высокую цену, 12 тысяч фунтов стерлингов, письмо, франкированное блоком из десяти первых английских марок. Более того, это письмо датировано 6 мая 1840 года, т.е. первым днем обращения! За несколько лет до этого за оригинальное письмо с одной только такой маркой было заплачено 1500 долларов. Пожалуй, лишь благодаря старым бабушкиным письмам до наших дней дошли три знаменитых письма с «черным пенни», высланные в 1840 году. Они знамениты тем, что на них стоит дата: 1804 год; из этого видно, что уже в год выпуска первых марок случались ошибки, в данном случае в расположении цифр на почтовом штемпеле. Непосвященный человек мог бы, таким образом, подумать, что первые марки появились в 1804 году. О существовании этих писем сообщил в журнале "Philatelic Magazine" («Филателистический журнал») их счастливый обладатель Б. Лесли Баркер.
Мы не знаем, является ли Англия, родина почтовой марки, также и колыбелью филателии. Трудно утверждать это уверенно, поскольку многие факты и совпадение дат указывают на более или менее одновременное начало коллекционирования почтовых марок сразу в нескольких странах, и прежде всего в Англии, Франции и Бельгии. На эту тему существуют всевозможные версии.
Одна из них утверждает, что в 1841 году в газете «Таймс» появилось шокирующее объявление какой-то высокопоставленной дамы. Она сообщала, что хочет оклеить свой будуар погашенными марками и поэтому просит всех присылать ей марки. Кто знает, осуществима ли эта дама свое намерение и заполнила ли свой «будуарный кляссер» ?
Но можно предположить, что первыми настоящими собирателями марок были сами их создатели, то есть граверы. Один из них, француз Мансен, собрал почти все тогдашние марки и продал их в 1855 году книготорговцу Эдуарду де Лаплану. Среди первых филателистов мы встречаем немало английских и французских книготорговцев, которые со временем начали торговать марками, альбомами к каталогами. Наверняка многие из этих людей забыты, а некоторые, возможно, не рассказывали о своем увлечении, и мы никогда о них не узнаем. Однако многочисленные источники называют немало претендентов на почетные места деятелей начального периода филателии. Среди них можно назвать сотрудника Британского музея Джона Эдуарда Грея, Виктора Ветцеля из Лилля (Франция), которые начали собирать марки уже в 1840 году, то есть сразу же после появления «черного пенни», Джона Томлинсона, который 7 мая 1840 года, на следующий день после выпуска первой марки в обращение, положил начало своей коллекции одним «черным пенни» и «конвертом Малреди».
Среди первых филателистов в Англии мы видим также Фредерика Бути и Маунт Брауна, а во Франции книгоиздателя Оскара Бержера-Левро из Страсбурга, издавшего первый неофициальный каталог почтовых марок. Основой каталога стали отдельные листы с изображением известных Левро марок, которые он печатал для своих клиентов. Этот каталог, содержавший описание 973 почтовых марок, был издан в 1861 году в Страсбурге и пользовался огромным успехом. Деятельность Левро в свою очередь вдохновила французского чиновника Альфреда Потике, который не только собирал марки, но в том же самом году составил и издал первый официальный каталог, содержавший описание 1080 марок.
Особую роль в истории английской филателии сыграла одна из лондонских церквей. Там, в доме приходского священника Ф.Д. Стейнфорта, собирались многочисленные поклонники почтовой марки, образовавшие один из первых в мире филателистических клубов. Постоянный участник этого маленького клуба сэр Дэниэл Купер в 1869 году был избран президентом знаменитого английского Филателистического общества — Philatelic Society, переименованного в 1906 году с согласия короля Эдуарда VII в Королевское филателистическое общество (Royal Philatelic Society). В 1910 году патроном общества стал король Георг V.
10 апреля 1969 года Королевское филателистическое общество, как самое старое из существующих филателистических обществ, торжественно отмечало свой столетний юбилей. Одновременно открылась большая выставка марок, на которой были представлены официальные экспонаты 128 стран и более 100 частных коллекций членов общества. Следует отметить, что выставленные коллекции включали только марки периода 1840 — 1869 гг., т.е. марки 147 стран, поскольку в 1869 году именно столько стран выпускали собственные почтовые марки. Редкость многих выставленных экспонатов, высокое качество и большой объем.