Автор Тема: Керамика.  (Прочитано 12056 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ribakov

  • Coвет форума
  • Количество сделок: (+2)
  • *****
  • Сообщений: 3067
  • Карма: +146/-0
  • Ложка
  • Админская награда За развитие форума За дипломатию
    • Награды
Керамика.
« : 01 Июля 2012, 01:24:10 »
Керамика — изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.

Виды керамики
В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики — фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики — гончарная керамика. кроме того различают керамику карбидную, боридную, силицидную и пр.

Фарфор- имеет плотный спекшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением (до 0,2 % ), при постукивании издает высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. Глазурь не покрывает край борта или основание изделия из фарфора. Сырье для фарфора — каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.

Фаянс- имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка 9 — 12 %. Из-за высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью невысокой термостойкости. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования. Сырье для производства фаянса — беложгущиеся глины с добавлением мела и кварцевого песка.

Полуфарфор - по свойствам занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом, черепок белый, водопоглощение 3 — 5 %, используется в производстве посуды.

Майолика - имеет пористый черепок, водопоглощение около 15 %, изделия имеют гладкую поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Для изготовления майолики применяется литьё. Сырье — беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок.

Гончарная керамика - имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины), большой пористости, водопоглощение до 18 %. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками — ангобами

Рассмотрим основные состовляющие керамики

 Каолин - глина белого цвета, состоящая из минерала каолинита. Образуется при разрушении (выветривании) гранитов, гнейсов и других горных пород, содержащих полевые шпаты (первичные каолины). В результате перемыва первичных каолинов и происходит переотложение их в виде осадочных пород. Образуются вторичные каолины, называемые также "каолиновые глины". Каолин применяется для изготовления переплётных материалов, а также входит в состав покрытия (мелования) мелованных бумаги и картона, в качестве наполнителя в производстве бумаги, резины, пластмасс, он входит в состав пестицидов и парфюмерных изделий (под названием «белая глина»). Природный каолин ограниченно используют для производства шамота, полукислого огнеупорного кирпича, строительной керамики, белого цемента. Основные свойства каолина — высокая огнеупорность, низкие пластичность и связующая способность.



Кварц — один из самых распространённых минералов в земной коре, породообразующий минерал. Свободное содержание в земной коре 12 %. Входит в состав других минералов в виде смесей и силикатов. В общей сложности массовая доля кварца в земной коре более 60 %. В крови и плазме человека концентрация кремнезёма составляет 0,001 % по массе человека. В чистом виде кварц бесцветен или имеет белую окраску из-за внутренних трещин и кристаллических дефектов. Элементы-примеси и микроскопические включения других минералов, преимущественно оксидов железа, придают ему самую разнообразную окраску. Имеет много разновидностей, среди которых — почти чёрный морион, фиолетовый аметист, жёлтый цитрин и т. д. Причины окраски некоторых разновидностей кварца имеют свою специфическую природу. Температура плавления 1713—1728 °C (из-за высокой вязкости расплава определение температуры плавления затруднено, существуют различные данные).



Полевые шпаты — наиболее распространенные породообразующие минералы, они составляют около 50 % от массы Земной коры. Полевые шпаты широко используются в керамической промышленности, как наполнители, лёгкие абразивы (например, в производстве зубных паст), а также как сырье для извлечения некоторых других содержащихся в них элементов-примесей. Имеет много разных цветов, в зависимости от примесей.


Оффлайн Ribakov

  • Coвет форума
  • Количество сделок: (+2)
  • *****
  • Сообщений: 3067
  • Карма: +146/-0
  • Ложка
  • Админская награда За развитие форума За дипломатию
    • Награды
Re: Керамика.
« Ответ #1 : 01 Июля 2012, 01:24:56 »
Фарфор- вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины (такой фарфор называется полевошпатовым). Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.
Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.

Твёрдый фарфор, в состав которого входит 47—66% каолина, 25% кварца и 25% полевого шпата, богаче каолином (глинозёмом) и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (от 1400 °C до 1460 °C).

Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу и состоит из 25—40% каолина, 45% кварца и 30% полевого шпата. Температура обжига не превышает 1300—1350 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).
Одним из видов мягкого фарфора является костяной фарфор, в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также каолин, кварц, и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью.
Фарфор, как правило, покрывают глазурью. Белый, матовый, не покрытый глазурью фарфор называется бисквит. В эпоху Классицизма бисквит употреблялся в качестве вставок в мебельные изделия.

Костяной фарфор - является одним из видов мягкого фарфора , который состоит из костной золы , полевошпатовых материалов и каолин . Он был определен как изделия с полупрозрачным телом , содержащие минимум 30% фосфатов, полученные из костного животных и рассчитывается фосфата кальция. Разработал английский гончар Иосии Спод , костяной фарфор известен своим высоким уровнем белизны и прозрачности, и очень высокую механическую прочность.

Первое развитие того, что стало известно как костяного фарфора было сделано Томасом Фраем на его фарфорового завода у лука в Восточном Лондоне в 1748 году. Его завод расположен в непосредственной близости от рынков крупного рогатого скота  и скотобойни Эссекс, следовательно, можно легко добраться до костей животных. Фрай использовал до 45% костяной золы в его формулировке создано то, что он называл "тонкий фарфор". Хотя по качеству он соперничал с фарфорами, импортируемые из Европы и Китая, завод не имел коммерческого успеха. Позже, Иосии Спод в Стоке продолжил дальнейшее развитие концепции и завершил его разработку, где-то между 1789 и 1793 году. Среди его разработок процедура обжига костей с некоторыми элементами сырья, а не просто обжига костей. Костяной фарфор быстро оказался очень популярным, что приводит к ее выпуску других английских производителей керамики. И Спод достигает огромного успеха  и в разработке и в бизнесе.
С момента своего первоначального развития и до поздней части двадцатого века, костяной фарфор  был почти исключительно английский продукт.
 Традиционная формулировка костяного фарфора составляет около 25% каолина , 25% Корниш каменных и 50% костяной золы .   Костная зола сделана из костей крупного рогатого скота, которые имеют более низкое содержание железа. Эти кости дробят, а затем прокаливают при температуре до 1250 ° С, потом золу измельчают. Каолину, как компоненту, придают пластичность и перемешивают. Сырье для фарфора сравнительно дорого, а производство является трудоемким, поэтому костяной фарфор сохраняет статус роскоши и высоких цен.
Стаффордширский фарфор покрытый эмалью шоколадного цвета чашка и позолотой, около .1815-20 ( Музей Виктории и Альберта )

 

Оффлайн Ribakov

  • Coвет форума
  • Количество сделок: (+2)
  • *****
  • Сообщений: 3067
  • Карма: +146/-0
  • Ложка
  • Админская награда За развитие форума За дипломатию
    • Награды
Re: Керамика.
« Ответ #2 : 01 Июля 2012, 01:26:54 »
Немного истории
Фарфор впервые был получен в 620 г. в Китае. Способ его изготовления долго хранился в секрете и лишь в 1708 г. саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор.
Попытки отрыть секрет восточного фарфора продолжались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу.
Иоганн Фридрих Бёттгер (1682—1719 гг.) начал проводить опыты по созданию фарфора, которые в 1707/1708 году привели к созданию «rothes Porcelain» (красного фарфора) — тонкой керамики, яшмового фарфора.
Однако настоящий фарфор ещё предстояло открыть. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы. Известны, например, записки священника-иезуита Франсуа Ксавье д'Антреколя (англ.)русск., содержащие секрет технологии производства китайского фарфора, сделанные им в 1712 году, но ставшие известны широкой общественности только в 1735 году.


Письмо Франсуа Ксавье д'Антреколя о технологии производства китайского фарфора, 1712 г., опубликовано Дюальдом в 1735 г.
Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, — тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, — возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию «rothes Porcelain», поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению. Необходимо заметить, что китайский фарфор, с современной точки зрения, — мягкий фарфор, поскольку в его состав входит существенно меньше каолина, чем в твёрдый европейский фарфор, он также обжигается при более низкой температуре и менее прочен.
Вместе с Беттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики. В конце декабря 1707 года был произведён успешный опытный обжиг белого фарфора. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. 24 апреля 1708 года было отдано распоряжение о создании фарфоровой мануфактуры в Дрездене. Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. К марту 1709 года Бёттгер решил эту проблему, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году.
В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из «яшмового фарфора», а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора.
В России секрет производства твёрдого фарфора был заново открыт сподвижником Ломоносова Д. И. Виноградовым в конце 1740-х гг. Мануфактура в Санкт-Петербурге, где он работал, со временем превратилась в Императорский фарфоровый завод, более известный в СССР под аббревиатурой ЛФЗ.

Дмитрий Иванович Виноградов (1720, Суздаль — 25 августа (5 сентября) 1758, Санкт-Петербург) — создатель русского фарфора. Соученик и друг Михаила Ломоносова. Организатор первого в России фарфорового производства, которое первоначально называлось Порцелиновой мануфактурой, или Императорским фарфоровым заводом (с 1925 года — Ленинградским фарфоровым заводом имени М. В. Ломоносова, а с 2005 снова Императорским фарфоровым заводом).

Дмитрий Виноградов, родился в Суздале, в семье священника. После окончания цифирной школы отец отправил его в Москву учиться в знаменитую Славяно-греко-латинскую Академию. Через два года оказался в одном классе с Михайлой Ломоносовым, в числе лучших учеников (всего их было 12), для продолжения учебы был отправлен в столицу Санкт-Петербург в Академию наук Российской империи. В 1736 году начальство академии посылает трёх отличников: Виноградова, Ломоносова и Густава Райзера по требованию Сената, в Де-Сьянс Академию к постижению теоретических и главным образом практических знаний по горному делу и металлургии, в старейший протестантский университет Марбурга, под начало, знаменитого в то время, профессора Христиана Вольфа. Там они изучали химию, горное дело, физику и др., а потом продолжили учиться у Иоганна Генкеля во Фрайберге (центр горной промышленности). Дмитрию было всего 16 лет. Был он высокого роста, темноволосым, носил красный кафтан. Его товарищ, Ломоносов, был на 9 лет старше и опытнее. В петербургской книге их записали: «петербургские руссы». Учились молодые люди из России усердно, постигая всевозможные науки и знания. А немецкому языку Ломоносов и Виноградов выучились так, будто в Марбурге родились. Во Фрейбурге они учились распознавать камни и руды, устраивать рудники, строить печи для выплавки металла.
В ноябре 1744 года Д.Виноградов вернулся в Петербург с блестящими аттестациями в достигнутых успехах, и в Горной коллегии ему было присвоено звание бергмейстера (горного инженера), но горным делом не пришлось заниматься: его определяют к заданию, содержавшемуся в тайне — к изготовлению фарфора. Есть предание, что императрица Елизавета, прихлёбывая чай из заморской чашечки, недовольно твердила: «Хочу свой, русский, фарфор». А поручили его сделать саксонцу Христофору Гунгеру: в те времена больше доверяли иностранцам, чем русским.
Первыми научились делать изделия из фарфора китайцы в VI—VII веках. Само слово «фарфор» происходит из арабского языка, означает «императорский». В Европе секрет его получения раскрыли немецкие алхимики из Саксонии, и случилось это только в XVIII столетии. Есть такое ископаемое, о котором упоминает В. И. Даль — порцеланит: это «глина, обожженная, под гнётом горных пластов, подземным огнём: фарфоровая яшма, термандит». В Европе фарфор стали называть порцелином. Однако, как писал Д. И. Виноградов, «в Китае и Саксонии дело порцелина содержат весьма тайно и за так дешево оного никому не откроют и не смеют…». Ему самому пришлось до секретов производства «через искусство с великими трудами доискиватца».
Д.Виноградову было назначено большое жалованье, он был зачислен на Порцелиновую мануфактуру и приставлен учеником к «мастеру фарфорового дела» Гункеру. За Гунгером и его делом царица велела смотреть барону Черкасову, а последний в помощники дал ему бергмейстера Виноградова. Виноградов присматривался к Гунгеру. Был мастер сварлив, заносчив, по-русски говорил очень плохо, очень раздражался, если русский мастер, обучавшийся в Германии, начинал говорить о деле. Он и не думал ничему учить Дмитрия Ивановича, даже запретил ему самостоятельно работать и пользоваться глинами.
Гункер cлишком мало знал для организации нового фарфорового производства. За всё время пребывания от приезда в 1744 до увольнения в 1748 году он сделал только пол дюжины чашек, да и те не имели ни цвета порцелинового, ни формы: были черны и покривлены. Немец оказался авантюристом, фарфора от него так и не дождались. Царица повелела: «Гнать в шею саксонца!».
Первый рецепт русского фарфора Д. И. Виноградов составил 30 января 1746 года — кстати, на немецком языке: боялся, как бы не украли.
С 1748 года он возглавлял Императорскую порцелиновую мануфактуру, продолжая опыты по конструированию печей обжига, изготовлению красок для порцелина-фарфора, изобретённого им. Изучал глины, кварцы, разрабатывал рецепты изготовления порцелина и глазурей, пробовал различные режимы обжига, занимался поиском состава фарфоровой массы, ставил опыты, анализировал, делал записи формул и рецептов. Все свои многочисленные опыты ученый и производственник аккуратно записывал в дневник. А записи эти шифровались одному ему известным шрифтом, чтобы никто не мог прочесть, так как состав фарфоровой массы должен был храниться в секрете даже от его помощников. Слово по-немецки напишет, слово — по-французски, а некоторые слова сократит. Виноградов изобрел не только русский фарфор, но и глазурь, придумал краски «огненные».
В 1746—1748 гг. Д. И. Виноградов проводил опыты, целью которых было получение из обжига изделий не искривлённой формы, а также изобретение керамической краски для росписи фарфоровых изделий.
  
Вазочка работы Дмитрия Ивановича Виноградова (1720-1758). Императорский фарфоровый завод. 1748 год. Государственный музей керамики.


По мере улучшения качества фарфора, поступало всё больше заказов. Однако даже это не принесло ему признания и статуса, хотя бы сравнимого с довольно высоким положением иностранных мастеров в России или с положением и привилегиями М. В. Ломоносова.
   Русский фарфор середины
XVIII века



Много работал Дмитрий Иванович, ночей недосыпал, куска недоедал, жил в тяжелейших бытовых условиях. От разочарования Виноградов впал в тоску и забухал. За ним постоянно следили, держали под караулом, а когда он попытался сбежать — посадили на цепь, приковав к стене. Так он писал «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается, купно с показанием всех тому принадлежащих работ» — плод его тринадцатилетнего труда, первый в Европе теоретический труд в области керамики. Этот трактат не сохранился полностью, но его основные положения и поныне остаются актуальными.
    Чаша работы мастера Дмитрия Виноградова. Невская порцелиновая мануфактура. Фарфор; рельеф, роспись надглазурная полихромная. 4,8х8,6х8,0 см. Подпись синяя подглазурная. 1749 год. Находится в собрании Государственного Эрмитажа, поступила из собрания князя А.С. Долгорукого в 1918 г. Чаша - один из первых дошедших до нас образцов "виноградовского" фарфора с личным клеймом изобретателя - "W". Виноградная лоза с гроздьями ягод свляется характерным мотивом рокайльного фарфора


Дмитрий Виноградов. Личное клеймо Виноградова и марка фарфора. Невская порцелиновая мануфактура. Фарфор; рельеф, роспись надглазурная полихромная. 4,8х8,6х8,0 см. Подпись синяя подглазурная. 1749 год. Находится в собрании Государственного Эрмитажа, поступила из собрания князя А.С. Долгорукого в 1918 г. Чаша - один из первых дошедших до нас образцов "виноградовского" фарфора с личным клеймом изобретателя - "W"


Дмитрий Виноградов скончался одиноким в возрасте 38 лет в 1758 году, могила подвижника потерялась ещё в давние времена. Дело продолжил его ученик Никита Воинов.
На месте "Порцелиновой мануфактуры" с её сырыми черными избами, амбарами и бараками при советской власти были выстроены корпуса Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова. Только на мраморной доске сделали надпись: "Здесь жил и работал создатель русского фарфора, основатель фарфорового производства в России Дмитрий Виноградов. 1720—1758".
Одна из улиц Суздаля названа именем Д. И. Виноградова

Способы декорирования фарфора

Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.
При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов.


Декоративный фарфор. Узбекский чайный сервис
Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов.
При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей и в дальнейшем лучше противостоят механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя.
Среди красок для росписи фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота, платиновая и серебряная краска (или Аргентин).
Золотые краски с более низким процентом содержания золота (10—12 %) обжигаются при температуре от 720 до 760 градусов (костяной фарфор обжигается при более низкой температуре, чем твёрдый — «настоящий» — фарфор). Эти краски более декоративные, и декорированные ими изделия нельзя подвергать механическому воздействию (мыть абразивными средствами и в посудомоечной машине.) Золотые, серебряные люстры, полирголь полировочный и порошковое золото и серебро (50-90-процентное) обжигаются при более высокой температуре вместе с красками. Полировочный полирголь и порошковое золото после обжига имеют матовый вид и цируются агатовым карандашом (наносится узор примерно как простым карандашом по бумаге, только с растушёвкой узора ошибиться нельзя, так как это потом исправить нельзя никак. Мастер в этом случае должен быть очень высокой квалификации) Сочетание матового и блестящего после цировки золота создаёт дополнительный декоративный эффект на фарфоре. Люстры и порошковые золотые краски более устойчивы на фарфоре, чем 10-12 % глянц. Однако за всю историю создания фарфора и его технологий ничего лучше и дешевле декорирования фарфора глянцем не было изобретено.
Профессиональная надглазурная роспись осуществляется на живичном скипидаре и скипидарном масле. Краски предварительно замачиваются на палитре на сутки и более. После, для работы, тщательно растираются с добавлением скипидарного масла. Скипидар в баночках должен быть сухой, слегка жирный (скипидар постепенно переходит из одного состояния в другое). Масло тоже должно быть более текучее и более густое. Для работы берётся кусочек замоченной краски, добавляется масло, скипидар — и смесь разводится до консистенции густой сметаны. Для мазковой росписи кистью разводят краску чуть погуще, для перьевой росписи — чуть пожиже.
Важно, чтобы краска не растекалась из-под пера или кисти. Подглазурная краска разводится на воде, сахаре с добавлением малого количества глицерина.

Оффлайн Ribakov

  • Coвет форума
  • Количество сделок: (+2)
  • *****
  • Сообщений: 3067
  • Карма: +146/-0
  • Ложка
  • Админская награда За развитие форума За дипломатию
    • Награды
Re: Керамика.
« Ответ #3 : 01 Июля 2012, 01:27:59 »
Фаянс- керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига). Высшим сортом фаянса считается Опак.



Европейский фаянс
Особую известность получили иранские изделия с росписью цветными эмалями по кремовой глазури. В Европе фаянс начали выпускать в середине XVI веке во Франции, это были изделия с многоцветной или синей кобальтовой подглазурной росписью. В XVIII—XX вв. высокого качества фаянсовые изделия производили керамисты Англии, Германии, России. Определились характерные черты художественного фаянса: мягкость линий, обобщенность форм, многообразие способов украшения — росписью, рельефом, цветными глазурями.
Фаянс в России
В Российской империи предшественницей фаянса была майолика. В 1724 году в Санкт-Петербурге была основана фабрика Гребенщикова, на которой был начат выпуск посуды из майолики. Петербургские и гжельские фабрики стали основой фаянсовой промышленности России. Настоящие фаянсовые заводы появились в России лишь в начале XIX века. Именно тогда были открыты крупнейшие предприятия в этой области — Киево-Межигорский завод и завод Ауэрбаха в Тверской губернии (ныне Конаковский фаянсовый завод).

Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам.
Немного из истории
Посуду жгут, обжигают, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства простолюдина переставлять согласные. Позднее, когда промысел получил особо важное значение и привлёк к себе большую часть местных рабочих рук, название производства было перенесено и на самый занятый им район.  
— Промыслы Московской губернии. — Т. 1, вып. 2. — М., 1877. — С. 113.


Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».
Старообрядческая церковь в Новохаритонове


До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы.
Квасник


Кумган


Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью. Около 1800 года в деревне Володино[неоднозначная ссылка] Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.
Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.
C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.
Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 670-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва-Черусти была открыта железнодорожная станция, получившая название по местности — Гжель. Выросший при станции посёлок также называется Гжель. Посёлок состоит из двух частей, неофициально именуемых «Посёлок известкового завода», или «Известковый» (по имени находившегося здесь и снесённого известкового завода), и «Посёлок кирпичного завода», или «Труженик».

 
Киево-Межигорский завод
Межигорский монастырь-разрушенный православный монастырь, который находился в урочище Межигорье около села Новые Петровцы Вышгородского района Киевской области, на правом берегу Днепра. Первоначально был мужским и был известен под именем Спаса Белого. Будучи важным монастырём Войска Запорожского, Межигорский монастырь оставил после себя Межигорскую летопись и большое культурное наследие. Упразднён в 1787 году, в 1894—1918 годах действовал как женская обитель, в 1935 году окончательно разрушен.
Во время роспуска Войска Запорожского Екатериной II в 1775 году, Межигорский монастырь (как и другие на Украине) был в плохом состоянии. Оставшиеся запорожские казаки вскоре оставили Запорожье и отправились на Кубань. Там они основали Кубанское казачье войско, которой существуют до наших дней. Когда казаки ушли, то они взяли с собой несколько монастырских манускриптов, некоторые из которых и сейчас находятся в архивах Краснодарского края.
В 1787 году Екатерина II приехала в Киев и пожелала увидеть Межигорский монастырь. Однако она так и не смогла осуществить своё желание, потому что монастырь сгорел за ночь до её приезда. Когда Екатерина II начала секуляризацию церковного имущества, монастырь был упразднён.
В 1796 году немецкий инженер обнаружил, что на территории есть нужная для производства фаянса глина, а двумя годами позднее основал Межигорский фаянсовый завод, первый на Украине. Около 1852 года фаянсовый завод стал самой большой промышленной организацией в Киеве. В 1884 году фаянсовый завод закрылся, после того как не смог принести прибыли. Во время своего существования завод производил чайные сервизы, настольные и скульптурные изделия.
Столетие спустя, в 1886 году, возобновлён стараниями митрополита Платона, а в 1894 году обращён в женский.
Монастырь был упомянут в одном из стихов Тараса Шевченко, «Чернец», написанном в 1846 году. Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», опубликованная в 1835 году, также упоминает эту обитель.

Завод Ауэрбаха
Конаковский фаянсовый завод — одно из старейших предприятий фарфорово-фаянсовой промышленности, основанное в 1809 году Ф.Х. Бриннером в селе Кузнецово Тверской губернии (ныне — г. Конаково Тверской области).
Начало деятельности
Сначала дела завода пошли в гору, он славился своей высококачественной продукцией. Вскоре его выкупил аптекарь А. Я. Ауэрбах (1796-1846)[3]. Фабрика стала получать заказы императорской фамилии. После смерти А. Я. Ауэрбаха, его наследники не смогли вести дела фирмы удачно. Они попытались модернизировать производство, вложили в это большие деньги и прогорели.
Новый владелец
Выкупил завод в 1870 году со всеми его долгами предприниматель и заводчик Матвей Кузнецов, который также занимался фарфоровым производством. Фамилия Кузнецова и название села — случайное совпадение. Оно было названо так еще до появления там фаянсового завода, по имевшимся там кузнечным мастерским. В 1889 году вошёл в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова». Ассортимент стремительно расширялся, завод стал производить помимо фарфора еще фаянс и майолику. Продукция была самой разнообразной: от сантехники до сервизов. Кузнецовский фарфор стал знаком качества.
После революции
После революции завод был национализирован. 8 сентября 1923 года заводу присваивается имя М.И. Калинина, а в 1929 году по просьбам трудящихся село Кузнецово переименовывают в Конаково. В настоящее время завод признан банкротом


Оффлайн Ribakov

  • Coвет форума
  • Количество сделок: (+2)
  • *****
  • Сообщений: 3067
  • Карма: +146/-0
  • Ложка
  • Админская награда За развитие форума За дипломатию
    • Награды
Re: Керамика.
« Ответ #4 : 01 Июля 2012, 01:28:51 »
Майолика — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.
Производство керамических изделий из обожжённой цветной глины с крупнопористым черепком, покрытых глазурью, существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. В средневековье данная техника проникла из стран Средней, Центральной и Передней Азии на Иберийский полуостров.
Итальянская майолика эпохи Возрождения


В Италию майолика попадала из мавританской Испании через остров Мальорку, от названия которого и произошёл термин «майолика». Техника получила распространение в Италии в XIV в. и достигла расцвета в XVII в. Особенно прославились своими изделиями мастерские Фаэнцы, Флоренции, Кафаджоло, Сиены, Урбино, Кальтаджироне, Кастельдуранте и Деруты. В этот же период майолика получает развитие в Германии, Франции и других европейских странах.

В России расцвет майоликового производства пришёлся на XVIII век. Наиболее известные центры производства — московский завод Гребенщикова, выпускавший изделия с монохромной росписью, и мастерские в подмосковном поселке Гжель, где в то время преимущественно использовалась многоцветная техника. Другим крупным центром майолики ещё в XVII веке был Ярославль, где производились поливные изразцы для украшения стен храмов и интерьеров домов.
Валдайский Иверский монастырь Новгородская область, г. Валдай. Украшенный поливной глазурью наличник (Россия, XVII век)


Соборная мечеть Санкт-Петербурга. Майолика портала, в виде cотового свода.


К технике майолики обращались многие выдающиеся художники, в частности русские живописцы: М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин и С. В. Малютин, а также западные модернисты, в частности Ф. Леже и П. Пикассо, М. К. Эшер.

Оффлайн Ribakov

  • Coвет форума
  • Количество сделок: (+2)
  • *****
  • Сообщений: 3067
  • Карма: +146/-0
  • Ложка
  • Админская награда За развитие форума За дипломатию
    • Награды
Re: Керамика.
« Ответ #5 : 01 Июля 2012, 01:29:16 »
Полуфарфор-по составу, структуре и свойствам занимает среднее место между фарфором и фаянсом. Он превосходит фаянс по прочности и термической устойчивости, но имеет малопросвечивающий, более пористый, чем у фарфора, черепок.



Гончарная керамика