Немного истории
Фарфор впервые был получен в 620 г. в Китае. Способ его изготовления долго хранился в секрете и лишь в 1708 г. саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор.
Попытки отрыть секрет восточного фарфора продолжались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу.
Иоганн Фридрих Бёттгер (1682—1719 гг.) начал проводить опыты по созданию фарфора, которые в 1707/1708 году привели к созданию «rothes Porcelain» (красного фарфора) — тонкой керамики, яшмового фарфора.
Однако настоящий фарфор ещё предстояло открыть. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы. Известны, например, записки священника-иезуита Франсуа Ксавье д'Антреколя (англ.)русск., содержащие секрет технологии производства китайского фарфора, сделанные им в 1712 году, но ставшие известны широкой общественности только в 1735 году.
Письмо Франсуа Ксавье д'Антреколя о технологии производства китайского фарфора, 1712 г., опубликовано Дюальдом в 1735 г.
Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, — тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, — возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию «rothes Porcelain», поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению. Необходимо заметить, что китайский фарфор, с современной точки зрения, — мягкий фарфор, поскольку в его состав входит существенно меньше каолина, чем в твёрдый европейский фарфор, он также обжигается при более низкой температуре и менее прочен.
Вместе с Беттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики. В конце декабря 1707 года был произведён успешный опытный обжиг белого фарфора. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. 24 апреля 1708 года было отдано распоряжение о создании фарфоровой мануфактуры в Дрездене. Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. К марту 1709 года Бёттгер решил эту проблему, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году.
В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из «яшмового фарфора», а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора.
В России секрет производства твёрдого фарфора был заново открыт сподвижником Ломоносова Д. И. Виноградовым в конце 1740-х гг. Мануфактура в Санкт-Петербурге, где он работал, со временем превратилась в Императорский фарфоровый завод, более известный в СССР под аббревиатурой ЛФЗ.
Дмитрий Иванович Виноградов (1720, Суздаль — 25 августа (5 сентября) 1758, Санкт-Петербург) — создатель русского фарфора. Соученик и друг Михаила Ломоносова. Организатор первого в России фарфорового производства, которое первоначально называлось Порцелиновой мануфактурой, или Императорским фарфоровым заводом (с 1925 года — Ленинградским фарфоровым заводом имени М. В. Ломоносова, а с 2005 снова Императорским фарфоровым заводом).
Дмитрий Виноградов, родился в Суздале, в семье священника. После окончания цифирной школы отец отправил его в Москву учиться в знаменитую Славяно-греко-латинскую Академию. Через два года оказался в одном классе с Михайлой Ломоносовым, в числе лучших учеников (всего их было 12), для продолжения учебы был отправлен в столицу Санкт-Петербург в Академию наук Российской империи. В 1736 году начальство академии посылает трёх отличников: Виноградова, Ломоносова и Густава Райзера по требованию Сената, в Де-Сьянс Академию к постижению теоретических и главным образом практических знаний по горному делу и металлургии, в старейший протестантский университет Марбурга, под начало, знаменитого в то время, профессора Христиана Вольфа. Там они изучали химию, горное дело, физику и др., а потом продолжили учиться у Иоганна Генкеля во Фрайберге (центр горной промышленности). Дмитрию было всего 16 лет. Был он высокого роста, темноволосым, носил красный кафтан. Его товарищ, Ломоносов, был на 9 лет старше и опытнее. В петербургской книге их записали: «петербургские руссы». Учились молодые люди из России усердно, постигая всевозможные науки и знания. А немецкому языку Ломоносов и Виноградов выучились так, будто в Марбурге родились. Во Фрейбурге они учились распознавать камни и руды, устраивать рудники, строить печи для выплавки металла.
В ноябре 1744 года Д.Виноградов вернулся в Петербург с блестящими аттестациями в достигнутых успехах, и в Горной коллегии ему было присвоено звание бергмейстера (горного инженера), но горным делом не пришлось заниматься: его определяют к заданию, содержавшемуся в тайне — к изготовлению фарфора. Есть предание, что императрица Елизавета, прихлёбывая чай из заморской чашечки, недовольно твердила: «Хочу свой, русский, фарфор». А поручили его сделать саксонцу Христофору Гунгеру: в те времена больше доверяли иностранцам, чем русским.
Первыми научились делать изделия из фарфора китайцы в VI—VII веках. Само слово «фарфор» происходит из арабского языка, означает «императорский». В Европе секрет его получения раскрыли немецкие алхимики из Саксонии, и случилось это только в XVIII столетии. Есть такое ископаемое, о котором упоминает В. И. Даль — порцеланит: это «глина, обожженная, под гнётом горных пластов, подземным огнём: фарфоровая яшма, термандит». В Европе фарфор стали называть порцелином. Однако, как писал Д. И. Виноградов, «в Китае и Саксонии дело порцелина содержат весьма тайно и за так дешево оного никому не откроют и не смеют…». Ему самому пришлось до секретов производства «через искусство с великими трудами доискиватца».
Д.Виноградову было назначено большое жалованье, он был зачислен на Порцелиновую мануфактуру и приставлен учеником к «мастеру фарфорового дела» Гункеру. За Гунгером и его делом царица велела смотреть барону Черкасову, а последний в помощники дал ему бергмейстера Виноградова. Виноградов присматривался к Гунгеру. Был мастер сварлив, заносчив, по-русски говорил очень плохо, очень раздражался, если русский мастер, обучавшийся в Германии, начинал говорить о деле. Он и не думал ничему учить Дмитрия Ивановича, даже запретил ему самостоятельно работать и пользоваться глинами.
Гункер cлишком мало знал для организации нового фарфорового производства. За всё время пребывания от приезда в 1744 до увольнения в 1748 году он сделал только пол дюжины чашек, да и те не имели ни цвета порцелинового, ни формы: были черны и покривлены. Немец оказался авантюристом, фарфора от него так и не дождались. Царица повелела: «Гнать в шею саксонца!».
Первый рецепт русского фарфора Д. И. Виноградов составил 30 января 1746 года — кстати, на немецком языке: боялся, как бы не украли.
С 1748 года он возглавлял Императорскую порцелиновую мануфактуру, продолжая опыты по конструированию печей обжига, изготовлению красок для порцелина-фарфора, изобретённого им. Изучал глины, кварцы, разрабатывал рецепты изготовления порцелина и глазурей, пробовал различные режимы обжига, занимался поиском состава фарфоровой массы, ставил опыты, анализировал, делал записи формул и рецептов. Все свои многочисленные опыты ученый и производственник аккуратно записывал в дневник. А записи эти шифровались одному ему известным шрифтом, чтобы никто не мог прочесть, так как состав фарфоровой массы должен был храниться в секрете даже от его помощников. Слово по-немецки напишет, слово — по-французски, а некоторые слова сократит. Виноградов изобрел не только русский фарфор, но и глазурь, придумал краски «огненные».
В 1746—1748 гг. Д. И. Виноградов проводил опыты, целью которых было получение из обжига изделий не искривлённой формы, а также изобретение керамической краски для росписи фарфоровых изделий.
Вазочка работы Дмитрия Ивановича Виноградова (1720-1758). Императорский фарфоровый завод. 1748 год. Государственный музей керамики.
По мере улучшения качества фарфора, поступало всё больше заказов. Однако даже это не принесло ему признания и статуса, хотя бы сравнимого с довольно высоким положением иностранных мастеров в России или с положением и привилегиями М. В. Ломоносова.
Русский фарфор середины
XVIII векаМного работал Дмитрий Иванович, ночей недосыпал, куска недоедал, жил в тяжелейших бытовых условиях. От разочарования Виноградов впал в тоску и забухал. За ним постоянно следили, держали под караулом, а когда он попытался сбежать — посадили на цепь, приковав к стене. Так он писал «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается, купно с показанием всех тому принадлежащих работ» — плод его тринадцатилетнего труда, первый в Европе теоретический труд в области керамики. Этот трактат не сохранился полностью, но его основные положения и поныне остаются актуальными.
Чаша работы мастера Дмитрия Виноградова. Невская порцелиновая мануфактура. Фарфор; рельеф, роспись надглазурная полихромная. 4,8х8,6х8,0 см. Подпись синяя подглазурная. 1749 год. Находится в собрании Государственного Эрмитажа, поступила из собрания князя А.С. Долгорукого в 1918 г. Чаша - один из первых дошедших до нас образцов "виноградовского" фарфора с личным клеймом изобретателя - "W". Виноградная лоза с гроздьями ягод свляется характерным мотивом рокайльного фарфораДмитрий Виноградов. Личное клеймо Виноградова и марка фарфора. Невская порцелиновая мануфактура. Фарфор; рельеф, роспись надглазурная полихромная. 4,8х8,6х8,0 см. Подпись синяя подглазурная. 1749 год. Находится в собрании Государственного Эрмитажа, поступила из собрания князя А.С. Долгорукого в 1918 г. Чаша - один из первых дошедших до нас образцов "виноградовского" фарфора с личным клеймом изобретателя - "W"Дмитрий Виноградов скончался одиноким в возрасте 38 лет в 1758 году, могила подвижника потерялась ещё в давние времена. Дело продолжил его ученик Никита Воинов.
На месте "Порцелиновой мануфактуры" с её сырыми черными избами, амбарами и бараками при советской власти были выстроены корпуса Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова. Только на мраморной доске сделали надпись: "Здесь жил и работал создатель русского фарфора, основатель фарфорового производства в России Дмитрий Виноградов. 1720—1758".
Одна из улиц Суздаля названа именем Д. И. Виноградова
Способы декорирования фарфора
Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.
При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов.
Декоративный фарфор. Узбекский чайный сервис
Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов.
При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей и в дальнейшем лучше противостоят механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя.
Среди красок для росписи фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота, платиновая и серебряная краска (или Аргентин).
Золотые краски с более низким процентом содержания золота (10—12
обжигаются при температуре от 720 до 760 градусов (костяной фарфор обжигается при более низкой температуре, чем твёрдый — «настоящий» — фарфор). Эти краски более декоративные, и декорированные ими изделия нельзя подвергать механическому воздействию (мыть абразивными средствами и в посудомоечной машине.) Золотые, серебряные люстры, полирголь полировочный и порошковое золото и серебро (50-90-процентное) обжигаются при более высокой температуре вместе с красками. Полировочный полирголь и порошковое золото после обжига имеют матовый вид и цируются агатовым карандашом (наносится узор примерно как простым карандашом по бумаге, только с растушёвкой узора ошибиться нельзя, так как это потом исправить нельзя никак. Мастер в этом случае должен быть очень высокой квалификации) Сочетание матового и блестящего после цировки золота создаёт дополнительный декоративный эффект на фарфоре. Люстры и порошковые золотые краски более устойчивы на фарфоре, чем 10-12 % глянц. Однако за всю историю создания фарфора и его технологий ничего лучше и дешевле декорирования фарфора глянцем не было изобретено.
Профессиональная надглазурная роспись осуществляется на живичном скипидаре и скипидарном масле. Краски предварительно замачиваются на палитре на сутки и более. После, для работы, тщательно растираются с добавлением скипидарного масла. Скипидар в баночках должен быть сухой, слегка жирный (скипидар постепенно переходит из одного состояния в другое). Масло тоже должно быть более текучее и более густое. Для работы берётся кусочек замоченной краски, добавляется масло, скипидар — и смесь разводится до консистенции густой сметаны. Для мазковой росписи кистью разводят краску чуть погуще, для перьевой росписи — чуть пожиже.
Важно, чтобы краска не растекалась из-под пера или кисти. Подглазурная краска разводится на воде, сахаре с добавлением малого количества глицерина.