По пуговкам гирькам не нашел Классификатора,в археологической литературе мелькает эта тема но нет электронной версии,
тема интересная и перспективная можно начать потихоньку собирать информацию по типу и датировке плюс фото и создать тему "Пуговки гирьки типы и датировка"
Почитайте на Досуге
:
Было время, когда пуговица стоила дороже, чем сама одежда, и предоставляла собой высокохудожественное ювелирное изделие
Юрий А., коллекционер
Пуговица – давняя и неизменная часть истории костюма. Кроме основной функции (застегивать полы одежды), было у древних русских пуговиц и другое, магическое назначение – отпугивать злые, враждебные человеку силы. Для этой цели в некоторые пуговицы помещали кусочек металла или круглый камешек, издававшие при движении приглушённый звук, отдалённо напоминающий звук бубенца или ботала. Именно способность издавать этот звук превращала такие пуговицы в обереги.
В XV – XVII веках пуговицы, носимые многими состоятельными людьми, были своеобразной «визитной карточкой» владельца и говорили окружающим не только о его богатстве и о веяниях моды. Количество, форма пуговиц, имевшиеся на них узоры и знаки, камни и жемчуг могли поведать о положении, заслугах, родовитости, близости к власти предержащим их владельца, о возможностях человека в коммерческих делах… Всё это в своё время свободно расшифровывалось, читалось.
Судя по письменным источникам, на Руси бытовали пуговицы более 40 различных типов, отличавшиеся по форме и технике изготовления. Материалами для изготовления пуговиц в те далёкие времена служили золото, серебро, медные и оловянные сплавы, кость, дерево (в том числе обтянутое тканью), кожа, перламутр, жемчуг, поделочные и драгоценные камни, хрусталь, стекло. Серебряные пуговицы носили на одежде не только при царском дворе, бояре и дворяне, но и богатые посадские люди и крестьяне. Такие пуговицы нашивались на праздничные одежды и считались большой ценностью. Их бережно хранили, перешивали с одной одежды на другую (что порой затрудняет датировку), передавали по наследству, включали в состав приданного, прятали в виде клада при набегах врагов. В зависимости от того, для какой одежды предназначались пуговицы, размер их колебался от величины горошины до размера куриного яйца.
Нередко пуговицы использовались не только как застёжки, но и в качестве украшений, предметов роскоши. Во множестве они нашивались на головные уборы, подолы передников, оплечья, обшивку женских рубах. Среди них были гранёные, чешуйчатые, чеканные украшенные многоцветной эмалью, резьбой, чернью, жемчугом, стеклом, сканные – ажурные или с напаянным на металл сканным орнаментом, осыпанные зернью и другие.
Сказочно красивы биконические гранённые пуговицы, выполненные в технике выемчатой эмали. Причём, эта техника, судя по археологическим находкам, существовала, как минимум, уже в IX веке. Непрозрачные эмали создают мозаику насыщенных, чистых тонов, среди которых наиболее сочны в своём цветовом «звучании» глубокие синие, голубые, белые, жёлтые и зелёные тона.
Для большинства пуговиц из серебра, любимого на Руси металла, художественные приёмы изготовления были весьма разнообразны: скань и зернь, чеканка и ковка, чернь и позолота. Поражает тонкость обработки металла. К тому же для снижения веса и экономии металла их часто изготавливали пустотелыми. Нередко серебряные пуговицы покрывали позолотой или эмалью. Многие серебряные пуговицы, украшенные сканью, являются образцами тончайшей декоративной миниатюры.
Значительную часть моей пуговичной коллекции составляют литые пуговицы из медных и оловянисто-свинцовых сплавов с гравированным геометрическим орнаментом.
Наиболее характерные образцы такого орнамента – круг и концентрически расходящиеся окружности, гексограмма, квадрат, треугольник, «трилистник», точка и сочетание точек. Символика таких, общих для геометрических орнаментов, мотивов, как круг, крест, треугольник у разных народов оказывается одинаковой: они означают огонь, солнце, жизнь, землю. Эти символы корнями уходят в глубочайшую древность.
Круг – ранний символ единства и бесконечности, знак абсолюта и совершенства. Движение по кругу означает возвращение к самому себе. Символический прообраз круга у славян и других народов – солнечный диск. Число три символизировало рождение, жизнь и смерть, начало, середину и конец чего-либо, детство, зрелость и старость. Число четыре – символ сторон света, четырёх стихий природы (земля, воздух, огонь, вода).
Пятиконечная звезда (пентакль), называемая также «печатью Соломона», считалась сильным оберёгом. Священное счастливое число пять выступает знаком завершённости (у нас пять органов чувств, по пять пальцев на руках и ногах и т.д.).
Гексограмма, известная современникам как «звезда Давида», - знак совершенства (поскольку мир был сотворён за 6 дней).
Пуговицы – это немые свидетели важнейших событий далёкого прошлого нашего Отечества. Они отражают уровень и особенности культуры прошедших эпох, демонстрируют творческую самобытность и одарённость наших предков.