Почта России сделает любое отправление долгожданным... Вот и я наконец дождался книгу, высланную мне в подарок админом одного из форумов, на котором я выкладываю свои находки и приобретения. Книга называется "Русское фигурное стекло" из серии "справочник коллекционера". Автор Николай Соловьёв, под редакцией Ильи Осипова, Москва 2011 г. Хочу взять на себя смелость Обсудить некоторые ошибки и недочёты книги. Страница 2: на фотографиях представлены предметы из частных собраний. Единственный коллекционер, упомянутый здесь - Юрий Клочков. Однако же в иллюстрациях узнаваемы силуэты бутылок из коллекции Андрея Барсукова, ну или по меньшей мере фотографии с его сайта. Однако об источнике никаких упоминаний. Считаю, что ссылку на его сайт упомянуть следовало, как не крути - на сегодня это крупнейший каталог по отечественному пиву. Что забавно, на 48 странице увидел горчичную баночку ну оочень похожую на фотографию баночки из моей коллекции. Но это, я думаю, померещилось;)
Ну да ладно, по сути: страница 6 - речь идёт об освоении машинного литья бутылок в середине 19 века. Насколько мне известно, никаких машин доя выделки бутылок в то время не использовалось. Перечитывая строки книги, в голове появлялось некое дежавю, - мол, где-то я этот абзац уже читал. Но учитывая. что большинство статей по истории русского стеклоделия весьма похожи друг на друга, удивляться тут нечему. Страница 8: "Предназначение того или иного изделия" в значительной степени определяется по нанесённым на него в ходе изготовления выпуклым надписям" и далее перечисление 24 надписей из которых только 8 или девять хоть как-то указывают на содержимое упоминанием АПТЕКА или эссенция например. И среди перечисленных надписей были ошибки или опечатки, Например Брокаръ обозначен аптекой, а Столкинд как С. Толкинд.
Страница 9: рассказывается о цветовой гамме бутылок. Признаться, я и сам путаюсь порой в цветах и оттенках, когда веду опись своих бутылок: то ли этот цвет я прозвал бутылочным зелёным, то ли оливково зелёным и так далее. В книге из серии "СПРАВОЧНИК коллекционера" цвета даны как-то смазано, мутно. Больше всего поразил синий цвет стекла - насколько мне известно, среди стекольщиков он называется кобальтовым.
Страница 17: "На некоторых – редких - советских парфюмерных флаконах можно найти надпись ТэЖэ" Почему редких? Страница 20: "Серьёзные коллекционеры стараются собрать флаконы и пузырьки всех московских аптек...." Выходит, что несерьёзные коллекционеры собирают весь аптечный Санкт Петербург или Воронеж:))))))) На 21 странице немного говорится о весовых аптечных мерах, но никаких данных по их соответствию объёмам флаконов на дано. Справочник! Там же: но"но особенно много встречается в России пустой водочной посуды, что впрочем, и неудивительно". Попахивает шапками-ушанками и матрёшками. Страница 27: «Водочные и винные бутылки вмещали в современном исчислении 0,6 литра жидкости....» Не слишком ли грубое округление для справочника? (Вот какой придирчивый зануда этот горе-критик, подумают читатели) Страница 29 - ниже бутылок существовал шкалик, вмещавший всего лишь 0,06 литра, то есть 100 грамм. Представляю, что было бы в кабаке, где мужик заказывает сто грамм, а ему подносят 0,06 литра. Страница 32 - указывается, что на бутылках от трёхгорного пива изображение герба Российской империи стали наносить только в 1912 году.. Страница 36 - смысл в том, что разнообразные бутылочки от машинных масел, чернил, пищевых эссенций и сиропов, как правило, не несли на себе никаких давленных или выпуклых надписей. Несли на себе в равной степени, как и другие виды бутылок и флаконов. Страница 37 - речь идёт о радужной плёнке на бутылках - "следствие окисла окрашивающих стекло металлов". К сожалению, мои познания в химии очень скудны, но, насколько мне известно, происходит совсем другой процесс - выщелачивание. Думаю, в книге об этом явлении можно было бы написать чуть подробнее.
А теперь самое интересное: Иллюстрации и цены. Рис 1 - Не встречал флаконов с таким рисунком ранее 1930 гг. Предположу датировку "справочника не точной" Страница 41, флакон Брокара можно датировать точнее, по меньшей мере, не до 1917, а до 1896г, и указать его размер и другие существующие размеры. На страницах 43-44 (Рис5 и 6) сюжет на церковных флаконах раскрыт не достаточно полно, по моему мнению, хотя я в этом ничего не понимаю. На рис 7 изображены аптечные пузырьки датируемые первой половиной 20 века, изготавливались в т.ч и в советское время. Высота от 5,5 до 7,5 см. На самом деле флаконы такой формы начали изготовлять только в поздних 1930гг, и их размеры варьировались в гораздо большем диапазоне. Ну и цена указана от трёх грязных зелёных бумажек за штуку. Я более ранние аналогичные флаконы по 10 руб. никому не могу продать, уже коробками раздаю музеям. Эх, здорово бы я обогатился, если бы читатели справочника вняли ценам. Рис 13 уже упоминавшийся ранее мегарарик ТЭЖЭ. Датировка - середина 20 века. Разве ТЭЖЭ не прекратила своё существование в эээ в 1938 или около того, году? Ладно, буду заканчивать. В конце книги представлен каталог Энебергской бутылочной фабрики АО Мальцевских заводов за 1911 год, который я когда-то выложил в общественный доступ. Вот это, на мой взгляд, единственная справочная информация во всей книге.
Итого: Книга не является справочным изданием, а представляет собой небольшой иллюстрированный обзор старинных бутылок, для людей, не имеющих никакого отношения к старинному стеклу, и более того, вводящий их в заблуждение по поводу цен. И пусть тот, кто считает, что я неправ, первым подарит мне старинную бутылку:)) Создаётся впечатление, что цены на некоторые бутылки в книге или завышены или занижены в интересах скупщиков и перепродавцов стекла. И ещё Ни одной ссылки на источники, кроме, если только ссылки на книгу Вильяма Похлебкина – «История водки». Желаю удачи авторам в следующей редакции.
Всё.
З.Ы. Сканы книги для ознакомления с сутью моих замечаний выкладываю тут: