По Вашей просьбе, да и просто в целях ознакомления представляю на Ваш суд небольшой очерк о загадочном Заполярье. Для начала расскажу общую историю края, так как это необходимо для более полного осознания как и с чего все начиналось, и к чему все это привело. И так преступим:
Когда именно было заселено Кольское Заполярье - достоверно неизвестно. На Кольском полуострове, как и на Севере Европы вообще, люди появились значительно позднее, чем на Юге. Только после отступления ледника, примерно 8 тысяч лет тому назад, здесь сформировались условия, необходимые для жизни людей. При этом большую роль сыграло теплое атлантическое течение Гольфстрим, которое, обогревая северо-западные берега Европы, изменило климат нашего Заполярья. На Кольском полуострове появились леса, травы, ягельные мхи. Стали водиться олени, лоси, песцы, белки, водоплавающая птица, в морях — рыба и тюлени. И все же условия Крайнего Севера оставались суровыми и требовали неустанного, систематического труда. Пришедшие с юга охотники и рыболовы селились на морских берегах, близ устьев рек и небольших заливов, где имелась питьевая вода и легче было добыть пищу. Основными промысловыми орудиями являлись луки со стрелами, копья и гарпуны. Они умели перегораживать небольшие реки и ловить рыбу вершами — ловушками, сплетенными из ивовых прутьев или тонких корней сосны. Жилищами были полуземлянки, в которых постоянно поддерживался огонь. В IV — III тысячелетиях до нашей эры в Заполярье пришли этнически близкие племенам Волжско-Окского междуречья группы людей, поселившиеся по берегам рек и озер внутренней части Кольского полуострова. Пришельцы уже использовали на промысле лодки и сети, костяные рыболовные крючки, и усовершенствованные (с вращающимся наконечником) гарпуны. В морских заливах они промышляли тюленей и нерп, а на суше — оленей и лосей. В результате смешения новых пришельцев со старым населением края постепенно сложилась финно-язычная народность — древние саамы. По своему физическому облику они походили на европейцев, но несли в себе и слабовыраженные черты восточного происхождения. Норвежцы называли их "терфиннами" "терскими саамами" (по тогдашнему наименованию Кольского полуострова "Терь" или "Тре"), русские же зывали их "лопь", "лопари". Первые письменные сведения о саамах дошли до нас от норвежского морехода IX века нашей эры Отера, совершившего плавание вдоль берегов Кольской земли: "Вся эта страна пустынна, - писал он, - и только в немногих местах живут терфинны, которые занимаются охотой, рыболовством и ловлей птиц". Более детальны описания русских первопроходцев, согласно сведениям которых саамы не имели изб, жили "в расселинах каменных", питались "только животными — …зверьми и птицами и морскими рыбами", не знали ни хлеба, ни овощей; одежду шили из шкур диких оленей. Домашнего оленеводства у них еще не было. Большую роль в хозяйстве играла охота. Но главным источником средств существования являлась рыбная ловля: весною и летом — у морских берегов (в малых заливах и устьях рек), а осенью — в озерах, богатых сигом, щукой, окунем, хариусом, кумжей. Жили саамы родами, были язычниками и поклонялись своим богам – сейдам, которым приносили в жертву часть охотничьей добычи. Во главе родовых коллективов стояли старейшины, одновременно выполнявшие обязанности жрецов.
Первыми из русских проложили путь на Крайний Север новгородцы. Так, летопись сообщает о новгородце Улебе, который в 1032 г. со своими людьми достиг Белого моря, правда, назад мало кто из них вернулся. Суровые погодные условия и чуждый цивилизации народ неохотно встречал любых "пришельцев", и за частую отстаивая свои земли вступал в кровавые побоища. Постоянные набеги со стороны северного моря викингов, финнов а позже испанцев и англичан заставляли местный не многочисленный народ бороться с захватчиками используя любые возможные способы, так же включая исключительную дремучесть лесов и природный ландшафт.
Сюда новгородцев влекла пушнина, пользовавшаяся большим спросом на рынке. Русская знать и иностранные купцы охотно покупали меха соболей, бобров, куниц, белок. Помимо пушнины новгородцев интересовали сало морских зверей, моржовый клык, ценные породы рыб. Примитивная меновая торговля с народами Севера была чрезвычайно выгодной. Местные жители, "просящие железа" (металлические вещи), за нож или топор платили мехами, стоившими во много раз дороже. Вслед за промышленниками на Терский берег пришли новгородские чиновники, которые обложили саамов данью: с каждого охотника-саама - пять беличьих шкурок в год. Плата эта не была тяжелой, но означала признание саамами своей зависимости от Новгорода. Первое свидетельство о существовании даннических отношений между саамами Кольского полуострова и Новгородом содержится в летописи под 1216 годом, где среди знатных новгородцев упомянут Семьюн Петрилович — "терский данник" - сборщик дани с Терской земли. Известно, что князь Александр Невский и его сын Андрей посылали на "Терскую сторону" людей для ловли кречетов — птиц, использовавшихся на охоте. Однако права Новгорода Великого на Заполярье оспаривались норвежцами, или, как их называли на Руси, "мурманами". В 1251 г. Александр Невский сумел заключить с ними договор, который определял порядок и объем сбора дани с саамов. Но это соглашение часто нарушалось, в результате чего между русскими и норвежцами неоднократно вспыхивали столкновения, иногда — настоящие войны за господство на Крайнем Севере. Крупным и успешным, например, был поход новгородцев против "мурман" в 1323 г., когда следуя на судах вдоль северного берега, русские, карелы и саамы проникли далеко на запад, захватили и сожгли, дворец правителя Норвегии. В конечном итоге, в упорной борьбе Новгород Великий отстоял свои заполярные владения.
В середине XV века на Терском берегу возникли первые русские селения — Варзуга и Умба. Поселенцы пришли из юго-западного Поморья, входившего в состав Новгородской земли. Заселение Терского берега русскими людьми происходило без каких-либо заметных столкновений с местными жителями, поскольку на Кольском полуострове в этот период обитало не более тысячи саамов, и повсюду имелось много неиспользуемых промысловых угодий. Некоторые участки саамы русским продали. Русские поселенцы – поморы - заметно обгоняли саамов в области производства и быта. Они принесли с собой и более сложную систему социальных отношений. Все это не могло не повлиять на развитие саамского общества. Благодаря товарообмену с русским населением в хозяйство саамов проникли металлические изделия, ткани, промысловые снасти из пеньковой пряжи, земледельческие продукты. Саамы получили возможность заимствовать производственные навыки, приобщаться к русской культуре. В результате общения с русским населением у саамов постепенно меняются религиозные представления, зарождается индивидуальная собственность на промысловые угодья, слабеет и распадается родовой строй. Тем самым, включение Кольского полуострова в состав Новгородской земли и сближение саамов с русским народом стало важным этапом в развитии края.
В 1478 г. Кольский Север, вместе с другими новгородскими землями, вошел в состав Московского государства. Фактическим центром его оказалась Кандалакша, где жили сборщики податей. В середине XVI века для закупки рыбы на Мурман стали приходить норвежские и датские купеческие суда. Затем нашли морской путь на Русский Север англичане, но благодаря разрешению Ивана Грозного торговать им в Холмогорах, они переориентировались на более южные рынки. Поскольку появившиеся позднее голландцы, не смогли получить доступа на Двину, им пришлось ограничиться Мурманом.
C конца 60-х годов XVI века основным торговым пунктом края стала Кола, которая возникла в середине XVI века как селение рыбаков, по-видимому, выходцев из Кандалакши. В отличие от остальных становищ Мурманского берега, по своему характеру - временных, Кола имела постоянных жителей. Будучи ближе расположена к Кандалакше (по сравнению с Кегором и Печенгой), откуда дорога шла во внутренние районы страны (к Каргополю и Новгороду), она была и менее доступна для морских разбойников, Именно поэтому купцы Строгановы избрали ее для устройства своего торгового подворья и складов. Вслед за ними стали переселяться и некоторые судовладельцы-поморы.
В конце XVI — начале XVII века Кольский край стал подвергаться нападениям извне. В начале 80-х годов международной торговле на Мурмане стала препятствовать Дания, в состав которой входила тогда Норвегия. Датская эскадра захватывала иностранные корабли в русских водах, возле самой Колы. В 1589 г. шведы разграбили и сожгли Кандалакшу и Печенгский монастырь, перебив всех людей, разорили Ковду, Умбу, Княжую и Порью Губу. Правда, уже через год зимой 1589/90 г. и летом 1591 г. они потерпели поражение. Не удалось им взять его и в 1611 г.
Невозможность обеспечить безопасность плавания из-за отсутствия у России военного флота на море, заставило в 1585 г. перевести международный торг с Мурмана в Архангельск. А в начале ХVIII века, с переводом российской столицы в Петербург, падает значение и Архангельска.
В 1809 г. Кольский полуостров впервые подвергся нападению англичан. Они хорошо знали об отсутствии вооруженных сил на Кольском полуострове, что и помогло им захватить город. В июне 1854 г. в воды Русского Севера пришла англо-французская эскадра, а в августе к Коле подошел английский паровой корвет "Миранда", вооруженный шестнадцатью орудиями крупного калибра. На борту его было более двухсот матросов. Командир корабля Эдмунд Лайонс выслал на берег шлюпку с парламентером, который передал колянам письменное требование о немедленной сдаче. В случае отказа англичане угрожали бомбардировкой. Если же коляне согласятся на сдачу города, им обещали сохранить дома и прочее имущество. Жители Колы отклонили ультиматум. Солдаты инвалидной команды (оставшиеся военные) и вооруженные добровольцы — всего около девяноста человек — приготовились к бою. Остальное население покинуло город и укрылось в сопках. В результате двадцатичасовой бомбардировки Кола была почти полностью сожжена, осталось всего несколько домов и административных сооружений, однако город не сдался. Благодаря хитрости придуманной одним из рыбаков, Миранду заманили на мель и единственным уцелевшим орудием причинили существенный ущерб. Миранде пришлось срочно покинуть залив, воспользовавшись приливом.
1858 г. Кольский полуостров включили в состав Кемского уезда. Кола стала заштатным (неуездным) городом, лишилась почтового отделения и врачебного пункта. Прекратилось сообщение по Кольскому тракту. Но реформы 60 – 70-х гг. создали условия для более быстрого развития страны. Кольский край стал понемножку подниматься из руин, стали налаживаться торговые отношения, усиленно развивалась добыча биоресурсов, пушнины... В экономической жизни Мурмана большую роль стали играть фактории - заведения, совмещавшие лавку, склад товаров и какое-либо промышленное предприятие (жиротопенное, рыбозасолочное, сетевязальное). В 90-х годах построили телеграф от Кеми до Норвегии. Все эти первые ростки промышленности на Мурмане готовили базу для решительного освоения Кольского края начавшегося с I мировой войной.
С началом I мировой войны Россия стала испытывать значительный недостаток оружия и боеприпасов. В связи с этим правительство заказало большое количество военного снаряжения в Англии, Франции и США. Поскольку доступ в Россию через большинство имеющихся портов был затруднен (черноморские были закрыты Турцией, а балтийские — Германией, Владивостокский находился слишком далеко от фронта, а Архангельский - надолго замерзал), наиболее возникла необходимость поиска новых путей доставки грузов. В этих условиях выбор пал на расположенный сравнительно близко к странам Запада и доступный для судов круглый год Мурман, в Кольском заливе которого и начинается строительство торгового порта. Наличие торгового порта вызвало потребность провести к нему от Петрозаводска железную дорогу. Путь протяженностью в 1054 километра предстояло проложить в самые сжатые сроки и в крайне сложных условиях — в почти безлюдной местности, в отрыве от баз снабжения, в крае с суровым климатом, тяжелым грунтом и сложным рельефом (скалистые горы, болота, реки). И все-таки, несмотря на тяжелые условия уже 23 апреля 1916 г. на участке Мурман — Кандалакша открылось сквозное движение. А вся дорога от Петрозаводска до Мурмана была принята во временную эксплуатацию в ноябре 1916 г. В ходе строительства железнодорожной станции и депо Мурман, торгового порта и Кольской военно-морской базы возникло несколько поселков, которые было решено преобразовать в город, названый Романовым-на-Мурмане в честь Николая II. Официальное открытие города состоялось 21 сентября (по новому стилю — 4 октября) 1916 г. После известия о победе февральского переворота 3 апреля 1917 г. Романов-на-Мурмане был переименован в Мурманск.
Следующим тяжелейшим этапом в истории Кольского полуострова является - Великая Отечественная война, описание которой необходимо выделить отдельную тему в разделе "Эхо войны".
Ну а послевоенные времена думаю особо будут не интересны, так как с 1945 года, Кольское Заполярье вступило в фазу безумного роста. Как и вся страна большими темпами поднималась после разрухи, строила социалистическое общество и т.д....
Думаю для общего развития информации взятой из официальных источников предостаточно, извиняйте, в кратце все описать не получилось. Вот еще несколько исторических фотографий
"Миранда" уничтожает город Кола
Кола 1914 год
Начало 20 века
Памятная табличка Палицыну от жителей Колы
Кола сейчас (центр города)
Лопари
Треска
1935 год Мурман
Прошу прощения за орфографию...
В продолжении будет написано об очень интересных местах Кольского полуострова, выдержки из записок и отчетов ученых, краеведов и просто путешественников.