В "Уложении" Алексея Михайловича 1649 азартные игры отнесены к "разбойным и татинным делам", за игру в карты предписывалось бить игроков кнутом и рубить им руки и пальцы в назидание другим.
Петр I лично карты не любил и сам не играл в них. Распространение карточной игры в его царствование сдерживалось, так как подражать было некому. Страстный игрок Ягужинский и умеренный любитель карт Меньшиков не влияли на становление игровых карточных традиций на уровне общества, поскольку в первой половине XVIII столетня карты не имели общественной ценности. Петр I относился к картам спокойно, отсюда и отсутствие особого юридического акта об их запрете. В собрании законов Российской империи за 1717 год 17 декабря был опубликован именной указ «О запрещении носить пряденое и волочсное золото и серебро, покупать оное и играть в деньги». В нем мы находим всего одну строчку, относящуюся к играм на деньги вообще: «Чтоб никто в деньги не играл под тройным штрафом обретающихся денег в игре».
Анна Иоанновна не только продолжила историю запретов на карточные игры, но и заложила основы карточных традиций русского общества, продемонстрировав тем самым лицемерность своей политики, направленной на искоренение данного порока. Именно в ее правление карты получили «официальную прописку» в русском обществе и начали обретать свою социальную значимость.
В 1761 году в России были разделены азартные и коммерческие игры. К первым относились штос, рулетка, очко, лотереи и прочие игры, в которых итог зависел от везения, а ко вторым вист, преферанс и другие игры, где на результат основное влияние оказывало качество игры. При этом было разрешено играть только в коммерческие игры на небольшие деньги и только в домашних условиях и только дворянам.
При правлении Александра I было налажено казенное производство игральных карт, в 1819 году стала работать Императорская карточная фабрика близ Санкт-Петербурга, а ввоз карт из заграницы был запрещен.
Николай I требовал ужесточения борьбы с азартными играми, многие игорные клубы были закрыты, а их владельцы карались большими штрафами, равными 3 тысячам рублей. Обеспеченные азартные игроки ездили играть в азартные игры в Европу, а те, кто был беден - играл нелегально. Запрет на азартные игры длился до революции 1905 года, когда руководство Российской империи решило отвлечь народ от смуты с помощью азартных игр.
И тут мы возвращаемся к брутовскому рублю.
На начало 1915 года в России пришелся расцвет азартных игр, которые проводились не только в общественных местах (например, в клубах), но и на квартирах горожан. Среди любителей азартных игр существовало поверье, что петля или личная вещь повешенного приносит удачу в игре. Так, в январе 1915 года в кругах игроков зародилось предположение о том, что рубль за подписью Брута является «счастливым».
В номере газеты «Петербургский листок» от 24 января была опубликована первая печатная заметка о брутовском рубле. Она гласила, что
«среди клубных, беговых и других игроков прошел слух о счастливом рубле с подписью кассира Брута, который недавно в припадке умопомешательства покончил счеты с жизнью. Этот слух, моментально облетевший все злачные места столицы, был вызван, как предполагают, крупным выигрышем, который выпал на долю игрока, поставившего на такой рубль».
Брутовский 1 рубль 1898 г. Управляющий Плеске
На один рубль много не выиграешь - максимум - это 35 рублей чистого выигрыша, которые можно получить, поставив на число в рулетке. Согласно легенде, этот "брутовский рубль" был у игрока последним, и благодаря полученному с него выигрышу он смог отыграть всё проигранное ранее.
Брутовский 1 рубль 1898 г. Управляющий Тимашев
Как известно, Брут повесился, а, по расхожему поверию, верёвка висельника приносит удачу тому, кто её заполучил. У игрока, поставившего на "брутовский рубль", верёвки не было, но, возможно, он посчитал, что адекватной заменой послужит рубль, подписанный Брутом. Впрочем, может быть в момент ставки он вообще не обращал внимание на то, кем подписана купюра.
Как бы то ни было, когда слух получил огласку, многие петроградские игроки сразу бросились в поиски брутовских рублей. Воспользовавшись этим, находчивые менялы распространили слух о том, что рубли подписанные Брутом, являются большой редкостью и их нельзя более получить ни в одном государственном банке. Тем самым стоимость «счастливого» рубля была доведена до невиданной цены в 20-25 рублей.
Обеспокоенное резким возрастанием стоимости брутовского рубля, российское министерство финансов было вынуждено ответить на эти спекулятивные операции статьей «К сведению лиц, скупающих „брутовские рубли“», опубликованной «Петербургским листком» 5 февраля 1915 года. В данной статье говорилось, что, «вопреки уверениям спекулянтов, Государственный банк по-прежнему выпускает такие, имеющиеся у него в наличности, рубли и не берет за них ни одной лишней копейки». Но, несмотря на это, желающих заполучить счастливый амулет не уменьшилось.
25 рублей 1899 года. Кассир Брут
Брутовский рубль упоминается в стихотворении Н. Н. Асеева «Скачки» (1916):
Слышу его как в рупор,
спину сгибая круто,
рубль зажимая в руку
самоубийцы Брута
Также фигурирует он в повести С.А. Колбасьева "Река":
"Рискнем, - согласился Олег Михайлович Малиничев. Достал из внутреннего кармана тужурки стянутый резинкой бумажник и на середину стола выложил две новенькие советские пятирублевки, а рядом с собой - измятый царский рубль.
- Неужели брутовский? - спросил Лобачевский.
- Самый настоящий, - любовно разглаживая грязно-желтую бумажку, ответил Малиничев. - Подписи обоих жуликов: Брут и Плеске; и заметьте: номер, как на тройном одеколоне, - два нуля четыре тысячи семьсот одиннадцать. Я за него перед войной двадцать пять целковых дал.
Кассир государственного банка Брут, попавшись на каком-то мошенничестве, повесился, и судьба управляющего Плеске тоже была печальной. Естественно, что подписанные ими рубли пользовались репутацией талисманов и высоко ценились среди карточных игроков.
- Дороговато, - сказал Бабушкин. - В те времена за четвертную можно было лихо пообедать в каком-нибудь хорошем ресторане. Двоим с вином, и до отвала. "
Брутовский рубль и сегодня пользуется особой популярностью у коллекционеров.